- данное
- ДАННОЕ — понятие эпистемологии, обозначающее непосредственные элементы опыта. Такие характеристики Д., как непосредственность, неинтерпретированность, очевидность, противопоставляются опосредствованности, концептуальной оформленности, наличию интерпретаций и идеализации в выводном знании. Особое значение Д. придается в эмпиризме сенсуалистического типа, в котором всякое знание рассматривается как возникающее из непосредственных данных чувственного опыта — «простых идей» (Локк), «идей или чувственных качеств» (Беркли), «впечатлений» (Ю м) — путем их ассоциации, обобщения и т.п. Чувственно Д. рассматривалось в качестве абсолютного фундамента знания, как то, что определяет содержание научных понятий. Эти принципы были поставлены под сомнение Кантом. Хотя Д. существует «посредством чувственности предметы нам даются», оно не только не составляет основу знания, но вообще не входит в него, пока не оформляется посредством чистых интуиции пространства и времени, категорий и схем рассудка. Без этого Д. остается бесформенной материей опыта, «не знанием, а лишь набором восприятий». В неопозитивизме тезис о фундаментальности «непосредственно Д.» обосновывался в логико-семантическом плане как вопрос о редуцируемости теоретических предложений к понятым так или иначе высказываниям о чувственном Д. (атомарным предложениям, протокольным предложениям, базисным высказываниям). Эволюция неопозитивизма показала как неадекватность редукционистской модели, так и тщетность всех попыток выделить уровень непосредственного чувственного опыта. Неопозитивистская трактовка Д. стала рассматриваться как «миф о Д.», как «догма эмпиризма», не соответствующая реальному познанию. В современной эпистемологии и философии науки утвердилось представление о неустранимой теоретической, концептуальной «нагруженности» наблюдений и фактуального уровня знания.В.П. Филатов
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.